Сегодня стало известно о приостановке сертификации Северного Потока-2. Процедуру обещают продолжить, когда у немецкой части трубы сменится владелец. И пока процесс увяз в бюрократии, давайте разберем, почему европейцам не грозит замерзнуть без газа, как многие думают, но ожидает кое-что похуже, о чём в Европе боятся говорить и даже думать.
Миф о замерзающей Европе
На самом деле европейцы без нашего газа не замерзнут. Это не более, чем миф. Который легко опровергнуть всего за несколько минут.
Еще до энергетического кризиса и резкого взлета цен на газ, многие европейцы отапливали свои дома пеллетами. Согласно данным немецкого портала DW.COM, отопление пеллетами обходилось немцам в 9,50 евро против 10 евро за природный газ. А сейчас газ стал еще дороже в цене.
Единственная причина, почему немцы выбирали более дорогой газ, это удобство. Потому что газовый котел включил и забыл. А топить пеллетами трудозатратнее – это надо чистить топку, удалять остатки золы и т.д. Также нужно иметь в доме дополнительное помещение для хранения пеллетов.
К тому же в Европе в целом более теплый климат, чем у нас в России, поэтому отопительный сезон не такая уж большая проблема. Например, на этой неделе в Германии в районе +10 градусов, когда у нас уже минус.
Все эти выводы подтверждаются и официальной статистикой потребления газа, например в той же Германии. На нужды населения идет малая часть, а выделенное красным на картинке, это промышленность и генерация электричества, которое тоже используется во многом промышленностью.
А на домохозяйства, отопление и кондиционирование, расходуется доля газа, которая выделена зеленым цветом. Это чуть меньше половины. К тому же отопление работает зимой, а кондиционеры – летом. А заводы – круглый год. Отсюда вывод – наш газ в основном потребляют заводы.
Т.е. даже оставшись без газа, европейцы могут перейти на другие виды топлива – пеллеты, уголь, солярку, древесные опилки или электричество. Но и без газа они не останутся. Достаточно предложить цену чуть выше, чем в Азии, и американские танкеры с СПГ тут же изменят свой курс.
Европейцы могут позволить себе переплатить. Это видно из структуры их ежемесячных расходов, которые приводит немецкий портал DW.COM:
Достаточно немного сэкономить на ресторанах или культурном отдыхе и перераспределить эти расходы на услуги ЖКХ. Если и этого не хватит, пересесть с Мерседеса на метро или велосипед. К тому же, в эту таблицу не включены проценты по кредитам и сбережения на черный день.
Т.е. пространство для маневра и оплаты повышенных счетов за газ у европейцев, если вдруг что, имеются. Так что не замерзнут. Но что тогда может ожидать европейцев похуже, чем большие счета за отопление?
СП-2 на самом деле нужен промышленности
Как было видно из таблиц выше, в промышленно развитых странах Европы, таких, как например Германия, газ в основном расходуется не на отопление, а на работу промышленных предприятий. Каждому заводу нужно очень много энергии для производства готовых товаров.
Европа покупает газ у России в основном для работы предприятий. А просто для отопления вполне хватило бы ветряков, угля, пеллетов и т.п.
Но в отличие от рядовых европейцев, бизнес не может себе позволить просто взять и переплатить за наш газ любую цену. Предприятиям нужен именно дешевый газ, а не просто газ по любым ценам. Потому что его цена входит в себестоимость готовой продукции. А на рынке конкуренция.
Потребитель покупает тот товар, который при прочих равных стоит дешевле. Поэтому Европа так "подсела" на наш газ. Он был дешевым и позволял производить товары по более менее вменяемым ценам.
Отсюда и возникло желание Германии построить совместно с Россией проект Северный Поток-2, потому что это сделало бы газ еще дешевле, т.к. отпала бы необходимость платить украинцам миллиарды в год за транзит.
И все проблемы и преграды со строительством и вводом в эксплуатацию СП-2 тоже легко объяснимы. Если раньше это было связано с желанием США продавать в Европу свой СПГ вместо нашего российского газа, то теперь это уже переросло в конкуренцию производителей продукции.
Если, к примеру, немецкие автомобили станут стоить очень дорого из-за проблем с запуском СП-2, то вполне возможно, что потребитель пойдет и купит вместо немецкого Мерседеса американскую Теслу. Ну или хотя бы менее дорогие Форд и Шевроле. У американцев-то с газом все отлично.
И самим хватает и еще в Азию продают. А в Европе после новостей о приостановке сертификации СП-2 цены на газ снова взлетели, на 11%, до 1042 доллара за тысячу кубов. Можно догадаться, кто "постарался".
Почему тогда Россия так борется за СП-2?
С одной стороны, не только американцам, но и нам было бы неплохо, если европейская промышленность "загнется" от высоких цен на газ. Потому что это даст стимул к развитию отечественной – у нас-то газа много.
Но проблема в том, что для того, чтобы построить свои предприятия взамен европейских, нам нужно очень много денег. Например, строительство Амурского ГПЗ обошлось более чем в 1 трлн. рублей.
А нам подобных предприятий нужно построить десятки. И даже скорее сотни. А где еще взять на них денег, кроме как продавая сырье на экспорт? Поэтому руководство РФ так борется за запуск СП-2 – на вырученные деньги от запуска этого проекта можно построить свои предприятия.
Но и без запуска СП-2 мы как-нибудь справимся, т.к. пока он не запущен, в Европе из-за этого высокая цена на газ. Так что не объемами, так ценой мы своего добьемся. А вот европейцы, если не наберутся политической воли противостоять США, то утратят производства и окажутся вынуждены ездить вахтовым методом на заработки в Россию, причем не на заводы.
Т.к. мы строим их для себя. А им сфера обслуживания – собирать клубнику, мыть туалеты и что-то еще в этом духе. Украинцы, уже утратившие свою промышленность, думаю, могут расширить список подобных профессий. Вот именно об этом в Европе боятся не то что говорить, а даже и думать.
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии