На набережную Москвы-реки завезли нечто, что вряд ли порадует местных жителей и гостей столицы – 12-метровую алюминиевую гору из бесформенных комков глины авторства современного швейцарского скульптора Урса Фишера. Ранее она гостила в Нью-Йорке, на Манхэттене, и во Флоренции, но после, мягко говоря, не самой приветливой реакции горожан ее демонтировали – и вот она нашла свой приют на Болотной набережной.
Кураторы экспоната обнадеживают: это временно. Хочется верить, потому что самые спорные работы Зураба Церетели смотрятся шедеврами на фоне «Большой глины №4».Строго говоря, вся творческая провокация Фишера заключается в том, что он слепил неизвестно что и теперь любой прохожий волен наполнять это «чудо» любым смыслом. Получилось очень конкретно – в соцсетях скульптуру сравнивают с кучей экскрементов, а жители района Якиманка надеются, что художник как можно скорее уберет свой арт-объект с Болотной набережной .
Фишер считается скандальным художником, хотя его творения не столь отталкивающие, как наделавшая шуму выставка трупов животных в «Эрмитаже» или выставка трупов в ВВЦ. Среди его работ преобладают тлеющие фигуры людей, с которых стекает воск в различных узорах, а в 2016 г. в музее современного искусства «Гараж» швейцарец явил москвичам унитаз, наполненный… свежими фруктами.
Попытка сочетать несочетаемое, создавать провокации и таким образом «взрывать» мозг зрителя совершенно типична для современных деятелей искусства, неспособных создавать естественную, традиционную красоту и гармонию, так что Фишер тут не оригинален. Кто же решил изменить облик Москвы «эпатажным арт-объектом», походящим на нечистоты? Установка «Большой глины» приурочена к открытию в столице Дома культуры «ГЭС-2» – нового центра современного искусства, курируемого Фондом V-A-C – НКО, основанной в 2009 г. мультимиллиардером, самым состоятельным бизнесменом РФ 2019 г. по версии Forbes Леонидом Михельсоном.
В сентябре 2011 г. критик Екатерина Дёготь в своем обзоре охарактеризовала фонд как «предельно «западнический», предельно цивилизованный в отношениях с художниками, предельно «неместечковый» в своей стратегии . В декабре того же года журнал «Артгид» писал о фонде, что это «самый непубличный, но вместе с тем самый интегрированный в западный художественный контекст российский художественный фонд». Ну, ежели фонд «предельно западнический» и «самый интегрированный» в западные инсталляции и перфомансы – тогда вопросов не остается, тут ничего и не добавишь.
Вот и отличное от народного мнение главного куратора Фонда V-A-C Катерины Чучалиной: она искренне считает, что «какашка» органично впишется в ландшафт Болотной площади, даже если люди не будут сразу понимать, что это такое. Тогда как народный художник России Салават Щербаков, напротив, заявляет: никакого смысла и стройной логики в этой скульптуре нет.
«Это же у нас не навсегда, правда?», – осторожно интересуются в Facebook жители района Якиманка, которым придется сталкиваться со скульптурой значительно чаще остальных москвичей. Организаторы инсталляции успокаивают: «Большая глина №4» простоит на набережной несколько месяцев, но сколько именно, пока не раскрывается (в Манхэттене она гостила полгода, во Флоренции – четыре месяца), а потом переедет в новое пристанище, очевидно, за пределы России. Остается добавить: поскорее бы – таких «шедевров современного искусства» нам и с деньгами не надо.
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии