Казанский кремль, в котором продолжают сидеть те же деятели, что и во времена суверенного Татарстана, демонстрирует возросшую политическую активность и склонность к интригам. За последние несколько месяцев это выразилось в ссорах с националистами из соседней Башкирии, попытках заявить о своем особом видении ситуации с Алексеем Навальным и заигрывании с лагерем системной либеральной оппозиции.
Так, созданная год назад политическая партия «Новые люди», лидером которой является владелец компании Faberlic Алексей Нечаев, еще в ноябре открыла свое региональное отделение в Татарстане. Его возглавила Юлия Костяева, приехавшая в Казань из Волгограда. Для демонстрации присутствия в регионе «Новые люди» запустили проект «Марафон идей», который позиционируется как федеральный.
Предполагается, что любой желающий может предложить идею, направленную на улучшение жизни граждан на местах, для чего ему надо только записать видео, опубликовать пост в соцсетях с соответствующим хештегом или же заполнить заявку на сайте партии. Лучшие из этих идей будут включены в программу. Кроме того, что подобный прием свидетельствует об идеологической скудости молодой партии (при регистрации в Минюсте РФ вся ее программа уместилась на одной странице), сам «Марафон…» очень похож на старую методику ФБК (организация признана иностранным агентом. — прим. EADaily ) Алексея Навального, когда тот так же играл в популизм — просил присылать «факты с мест» для проектов «РосПил» и «РосЯма». Правда, Навальный за активность ничего не обещал, а лидер партии «Новые люди» обещает авторов лучших идей премировать денежными суммами от 300 до 300 тысяч рублей.
В ходе визита в Казань Алексей Нечаев принял участие в презентации логотипа Всемирных зимних игр Специальной Олимпиады, которая пройдет 22—28 января 2022 года, встретился с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, и провел уже свою партийную презентацию в региональном отделении. Судя по тональности местных СМИ, местные власти восприняли «Новых людей», которые позиционируют себя как системную либеральную оппозицию, благосклонно. Да и сам Нечаев считает республику перспективной для деятельности. Новым либералам удалось провести своих членов в парламенты уже пяти регионов России (Калужской, Костромской, Томской, Рязанской и Новосибирской областей), а сейчас они рассчитывают на то, что сумеют пройти на выборах в Госдуму 19 сентября. Не исключено, что Нечаев попытается повторить опыт Михаила Прохорова, возглавлявшего в 2011 году партию «Правое дело». Правда, в отличие от Прохорова, Нечаев, входящий в центральный штаб Общероссийского народного фронта, пока не заявлял о намерении баллотироваться в президенты России.
Похоже, что после недавней «всероссийской засветки» с разрешенным митингом оппозиции в Казани татарская элита решила больше не дергать тигра за усы и намерена строить отношения с «другой либеральной оппозицией», во всяком случае публично (а если не публично, то кто знает, какие контакты на самом деле развивает Казанский кремль).
На этом фоне продолжается подковерная возня между Казанью и Уфой в преддверии Всероссийской переписи населения 2021 года, которая намечена на осень. В Казани крайне болезненно реагируют на то, что в Уфе местные историки и этнологи «меняют национальную идентичность» на северо-западе Башкирии, «всеми возможными способами записывая татар башкирами». Сам конфликт тянется уже давно и является банальным столкновением татарского и башкирского национализмов. В Уфе по аналогии с принятой 30 августа 2020 года Национальном советом Всемирного конгресса татар «Стратегией действия татар» приняли 25 декабря 2020 года свою «Стратегию развития башкирского народа». В отличие от татарской, она оказалась гораздо более объемной, проработанной, имеет конкретное авторство (доктора исторических наук Айтугана Акманова из АН РБ) и больше похожа на план конкретных действий по этнической мобилизации.
Кроме того, стратеги из Уфы предлагают жителям республики самим определять свою национальную идентичность: например, они активно поддерживают этническое самоопределение ногайцев, сибирских татар, мишар и кряшен, что последним явно импонирует. Татарские же национал-историки автоматически записывают их в состав «единой и неделимой татарской нации», а своих «коллег» из Уфы озлобленно именуют «этномародерами» и «этномиссионерами».
Понимая проигрыш, в Татарстане настроены на реванш. На последнем заседании Национального совета Всемирного конгресса татар его председатель, вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев похвалил уфимских коллег за проделанную работу и сразу же предложил перенять из «башкирской стратегии» полезные пункты. Остальные участники, правда, были настроены подозрительно: в частности, татарский этнолог Дамир Исхаков увидел в «Стратегии… «пункты, «направленные против татар»…
Очевидно, что отсрочка с проведением переписи на полгода (с апреля на сентябрь) дает шанс Казанскому кремлю провести скрытую этническую мобилизацию, чтобы дать отпор башкирским этностратегам и попытаться сделать концепцию «единой и неделимой татарской нации» более привлекательной для тех этнических групп, которые стремятся к национальному самоопределению. Так что в ближайшем будущем «война национал-историков» Татарстана и Башкортостана будет набирать обороты, что, возможно, выльется в издание очередной серии монографий и проведение новых конференций по теме «единства татар».
В целом приходится констатировать, что за 30 лет политика Казанского кремля практически не изменилась: это все та же опора на замшелый татарский национализм и заигрывание со столичной либеральной оппозицией. Печально, что третий срок правления президента Татарстана Рустама Минниханова проходит без намеков на политическое развитие и не имеет даже признаков эволюции. В этом Рустаму Нургалеевичу можно только посочувствовать. Известно, что коней на переправе не меняют, но даже если бы желание и появилось, то жеребцов в татарской обойме нет — остались одни старые клячи.
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии