За время пандемии в России активизировались телефонные мошенники. По данным Центробанка, в прошлом году с банковских карт и счетов россиян аферисты украли больше 9 миллиардов рублей. И число таких преступлений пока только растет. Старые и давно отработанных схемы по-прежнему вводят в заблуждение доверчивых граждан. Как распознать ложный звонок и можно ли вернуть похищенные деньги?
Вот так на самом деле выглядят те, кто звонят вам с неизвестных номеров и представляются сотрудниками банков, полицейскими, социальными работниками, да и много кем еще. Владеющие психологическими приемами, умеющие подменять телефонные номера и делать сайты-двойники мошенники не прекращают охоту за деньгами россиян.
"Безусловно, рост по сравнению с 2019 годом мы имеем. Он связан прежде всего с популярностью электронных платежей и операций в безналичной форме, вторым фактором служит ситуация с пандемией", – отметил Артём Сычев, превый заместитель начальника
Департамента информационной безопасности Центробанка.
По данным Центрального банка, в 2020-м мошенники украли с банковских карт и счетов граждан больше 9 миллиардов рублей.
"Одной из самых распространенных форм хищений остается телефонное мошенничество. При этом аферисты действуют по давно отработанной схеме, используя разные поводы для звонка и изменяя словесные формулировки обмана", – заявила Ирина Волк, официальный представитель
МВД РФ.
У солистки Большого Театра Анастасии Меськовой аферисты похитили почти 250 тысяч. Мнимый сотрудник службы безопасности банка разговаривал с ней на протяжении трех часов.
"Тебя реально ведут, чтобы ты не отключился, чтобы тебе казалось, что, пока ты слышишь голос, тебя спасут. Там главная зацепка всегда начинается так: "Ой, это вы сейчас в Чебоксарах, вы что-то оплатили. И ты думаешь: Боже, то-то пытается украсть мои деньги!" – говорит Меськова.
В случае с москвичкой Яной Буц мошенники пошли еще дальше – к разговору с жертвой подключился якобы сотрудник полиции.
"У вас произошла мошенническая схема, будем заводить уголовное дело. Вы сейчас с кем-то работаете, с какими-то банками? Я говорю: да, работаю. Делайте все, что говорит сотрудник банка, после этого мы с вами свяжемся, вы подъедите в отделение полиции", – вспоминает разговор в с мошенниками Яна.
Но даже если деньги все-таки украли, медлить не стоит. Специалисты советуют сразу обращаться в свой банк, и тогда средства, скорее всего, удастся вернуть.
"Гражданин в течение суток может обратиться в свой банк, если увидел незаконное списание. Банк, соответственно, должен вернуть эти деньги и уже заниматься самостоятельно с этими мошенниками. И мы видим, что в последнее время кредитные организации научились бороться с незаконным списанием денежных средств", – подчеркнул Алексей Изотов, депутат Государственной Думы, член Комитета по финансовому рынку.
Искусственный интеллект и нейросети уже научились распознавать мошенников – на основе истории операций того или иного клиента.
"Анализируются большие массивы данных, порядка 10 тысяч характеристик, и на основании этого анализа, если банк начинает наблюдать какие-то аномалии, сразу включается система оповещения, идет дополнительная проверка клиентов или в самых критических случаях транзакции приостанавливаются", – пояснил Максим Коновалихин, руководитель Департамента анализа данных и моделирования Банка ВТБ.
Но самым действием способом борьбы с мошенниками остается бдительность самих граждан. Специалисты советуют: даже если на экране смартфона высветился реальный номер банка, разговор лучше закончить и самому перезвонить в финансовую организацию.
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии