Сообразили на троих. Два министра, два весёлых друга (плюс один замминистра), дали коллективное интервью американскому изданию Newsweek. Главный посыл интервью – помнить-не забывать о двух ключевых угрозах современности – России и Китае
И всё же надо признать, что тональность изменилась.
Раньше, ещё пять лет назад, прибалтийские министры позволяли себе хлёсткие русофобские выпады. Нормой дня было ругать Россию без стеснения. Риторика ненависти от сановников разных уровней зашкаливала. Именно тогда Америка вовсю раскручивала маховик гибридной войны, выставляя балтийские республики в авангард. Сегодня товарищи министры ведут себя тише и скромнее. Вся русофобская патетика становится всё более церемониальной. Вместо призывов противостоять и держать оборону главы внешнеполитических ведомств республик Прибалтики лишь скромно отмечают, что «США и союзники по НАТО должны проявлять бдительность в отношении предполагаемых вызовов со стороны России и Китая».Я надеюсь, говорит один министр, что нынешняя американская администрация не забудет о вызовах, которые представляет Россия. В данном случае министр латвийский. Очень осторожно говорит, старается быть дипломатом. В кои-то веки. Может быть, потому что американская сторона, увязнув в собственных противоречиях, ослабила хватку. И не требует безоговорочных выпадов в адрес Москвы. Может быть, потому что сами министры не могут понять конъюнктуру, что их очень сильно беспокоит. Ведь когда хозяин положения сильный и уверенный в себе, тогда чувствуешь себя как бы защищённым. А когда хозяин вместо решительного штурма вражеских твердынь делает реверансы и книксены, тогда хочешь не хочешь, а приходится волноваться.
Дальше глава МИД Латвии и вовсе, как мне кажется, путается в показаниях: «Решая проблемы с одной стороны, давайте не забывать о другой. Иначе как-то утром мы проснемся с очень неприятным сюрпризом и потом снова будем пытаться понять, кто это упустил». Что такое «проснуться с неприятным сюрпризом»? Танки у ворот Рижского замка. С таким неприятным сюрпризом Латвии точно не грозит проснуться. Сюрпризы могут быть другие, а именно – энергетические. Правда, Латвия в отличие от собратьев по ЕС, защищена получше. Во-первых, центральная система отопления вроде не должна подкачать. Во-вторых, Латвия успела заполнить своё главное газохранилище достаточно плотно. Правда, оттуда частники потихонечку продают запасы из-под полы, но у государства, как считается, сохраняется н/з.
А если допустить, что дело не в газе и тем более не в танках, то остаётся рассуждать чисто политологически – министры практикуют ритуальную обрядовость. Русофобия перестала быть экшеном. В ней больше нет того заправского драйва. Второе дыхание, приданное ей событиями зимы 2014 года, выдохлось. И она превратилась в церемонию инициации, когда в родоплеменной этнокультуре соискатель статуса настоящего воина должен пройти по тропе с кострами в потешном ритуальном танце. И вроде никто не помнит смысла этого действа – но выполнять его надо. Потому что так диктует историческая традиция. И нарушать её нельзя – а вдруг разверзнутся хляби небесные и на землю низвергнется яростный шторм?
Впрочем, министр из Латвии продолжает описывать расклад. Мол, наивны рассуждения тех, кто полагает, что «нам нужно больше связей с Россией, чтобы сбалансировать влияние Китая». Получается, что Латвии в зависимости от изменения политических ветров в США, нужно балансировать между двумя врагами. Это сложнее, чем раньше, ибо теперь Америка в равной степени противостоит России и Китаю. И Латвия тоже должна соответствовать. Хотя бы на словах. Так что неправы те, кто говорит, что нам нужны связи с Россией против Китая или связи с Китаем против России. Нам нужны связи против них обоих. Надеюсь, я правильно расшифровал загадочный посыл министра?
Понимая, что латвийский министр рискует запутаться, ему на выручку приходит соратник по интервью, заместитель главы литовского МИДа Мантас Адоменас. Он деликатно уточняет: «Россия представляет коротко– или среднесрочную угрозу, которая чрезвычайно важна. Но систематические вызовы нашему демократическому способу жизни, которые исходят со стороны Китая, это то, что нельзя игнорировать». То есть, краткосрочный и среднесрочный враг. А Китай – это системный вызов демократическому образу жизни. Сигнал таков: сначала нам надо расправиться с Россией (она ближе и опаснее), а потом переключиться на Китай. Сразу с обоими враждовать нельзя. Или всё-таки можно?
Вот я думаю – оба чиновника напоминают завравшихся студентов-двоечников, которые вытаскивают на устном зачёте трудные билеты. Они откровенно плавают в материале и плетут словеса, дабы притупить бдительность преподавателя. И с надеждой следят за рукой мэтра, который посматривает на зачётку нерадивых студентов. А мэтр слушает, хотя и делает вид, что не слушает. И чем дальше профессор ведёт себя так непредсказуемо, тем сильнее волнуются несчастные, пытаясь выехать на коронных речевых штампах, которые, казалось бы, всегда помогали. А теперь?
Правда, само издание Newsweek отмечает ещё кое-что. Со слов редактора интервью, все три министра республик Прибалтики хором заявляют, что Дональд Трамп, несмотря на нестабильность и напряжённость, сделал НАТО сильнее. Особенно он большой молодец в том, что увеличил финансирование военной инфраструктуры и направил в балтийский регион дополнительный контингент «для сдерживания России». А вот тут любопытно. Зачем министрам понадобилось хвалить Трампа? Просто на всякий случай или они чувствуют, что следующие президентские выборы могут закончиться его победой. И бывший станет будущим. А это уже перипетии любовного многоугольника.
Вспомнили и о Путине. Это тоже часть обязательной программы. Мантас Адоменас тряхнул старыми идеологемами, предположив, что Путин «планирует решать внутренние политические проблемы путём новых интервенций». Ну конечно – под Каунас, освобождать Пажайслисский монастырь, где располагается могила Алексея Фёдоровича Львова, автора гимна «Боже, царя храни». Путин же мечтает возродить империю. Значит, надо начинать с символов. Правда, Мантас Адоменас мудро уточняет: «Никто не знает, когда в его планах это может появиться в следующий раз». Нужно всегда быть готовым защитить Каунас.
Но одну правдивую вещь литовский замминистра всё-таки сказал. Даже после Владимира Владимировича Путина система в России не изменится. Вот если бы всё интервью состояло только из одной этой фразы, то его уже можно было бы считать удавшимся. Не откажешь литовскому чиновнику в проницательности.
Александр Филей, Латвия
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии