В конце сентября 2021 года стало известно о том, что Франция и Греция подписали договор о стратегическом партнерстве в области обороны и безопасности. Соглашение было подписано главами обоих государств в Париже с присущей случаю помпезностью. Эммануэль Макрон и Кириакос Мицотакис условились о взаимной помощи в оборонительной сфере в случае, если любая из сторон подвергнется нападению внешних сил.
Аналитики по-разному оценивают заключенное соглашение, однако в одном вопросе сходятся практически все: военно-политическая карта Европы начала перекраиваться, причем прямо на наших глазах.Соглашение: детали и предпосылки
Согласно заключенному соглашению, французская сторона поставит Греции три фрегата собственного производства, оснащенные по последнему слову французской военной техники. В их числе и установки противовоздушной обороны, способные поражать цели, располагающиеся на расстоянии, превышающем сотню километров. Важно отметить, что ранее греческое правительство уже пришло к договоренности со своими коллегами из Парижа о поставке восемнадцати французских многоцелевых истребителей четвертого поколения Rafale.
Греция, невзирая на социально-экономическую ситуацию, являющуюся последствиями долгового кризиса, сейчас активно вооружается на фоне внешнеполитического обострения на турецком направлении. Как известно, официальная Анкара в 2019 году объявила о своих правах на континентальный шельф вокруг принадлежащих Греции островов. Годом позже туда отправилось турецкое судно, оснащенное специальным оборудованием для поиска нефтегазовых месторождений. Причем отправилось не просто так, а в сопровождении сил турецкого военно-морского флота.
Стоит отметить, что сегодня, несмотря на разразившийся громкий скандал, руководство Турции от своих планов по-прежнему не отказалось. Учитывая многолетнюю вялотекущую проблему Северного Кипра – части островного государства, населенного преимущественно этническими греками и оккупированного, по мнению руководства Греции, турецкой стороной, логично, что официальные Афины решили не давать слабину и повысить уровень своей обороноспособности за счет соглашения с французами. Ведь новый межгосударственный военный договор между странами, входящими одновременно и в НАТО, и в ЕС, безусловно, куда более необходим Греции, получающей таким образом, дипломатически выражаясь, «защиту от угроз в восточной части Средиземного моря», исходящих понятно с чьей именно стороны.
Новые смыслы договора о ЕС
Важнейшим общеевропейским фактом подписания оборонного соглашения между Грецией и Францией становится прецедент нового содержательного наполнения статьи 42 Договора о Европейском союзе, в которой говорится о взаимопомощи в сфере обороны. «Для реализации общей политики безопасности и обороны государства-члены предоставляют в распоряжение Союза гражданские и военные потенциалы, чтобы содействовать целям, установленным Советом. Государства-члены, которые учреждают между собой многонациональные силы, также могут предоставлять их в распоряжение общей политики безопасности и обороны», – гласит третья статья основополагающего документа ЕС.
То есть, по сути, оборонительное соглашение между Парижем и Афинами становится прецедентом создания межнационального оборонительного союза между двумя странами в рамках ЕС, который при этом напрямую никак не относится ни к Брюсселю, ни к Вашингтону. Тем более, что принятые по французско-греческому договору оборонные обязательства превышают аналогичные параметры, утвержденные в рамках как Североатлантического альянса, так и ЕС. Ведь условия взаимной обороны, согласно договору, будут распространяться, в том числе и на случаи, при которых на одну из стран нападает союзник. К примеру, Турция, для справки, де-юре является союзником как Франции, так и Греции по блоку НАТО. Что, как показывает практика, отнюдь не гарантирует «союзнического» поведения с ее стороны.
И здесь важны сразу два момента. Первый: если напряженность между Грецией и Турцией продолжит эскалироваться, то НАТО вполне может оказаться на пороге прямого вооруженного конфликта между двумя своими членами, что, несомненно, лишь еще больше приблизит блок к распаду. Второй: тот факт, что именно Франция заключает принципиально отдельное (что архиважно) от структур Альянса соглашение с Грецией, де-факто, гарантируя ей безопасность, имеет под собой фундаментальные предпосылки. Касаются они, как ни странно, отношений не с греческой стороной, а с НАТО, которое Франция, судя по всему, таким образом пытается развалить, продемонстрировав другим его членам абсолютную бесполезность блока.
Франция и НАТО: история отношений
Единственная оставшаяся ядерная держава в составе Евросоюза и одна из крупнейших его экономик, Пятая республика стала известна своей антинатовской позицией ещё во времена президентства генерала Шарля де Голля. В 1966 году в ходе его второго срока на посту главы государства Франция вышла из состава военной структуры Альянса, лишь номинально сохранив политическое членство и став единственной страной, покинувшей НАТО за весь период его существования. Причина была проста: решительный отказ Лондона и Вашингтона на требование де Голля учредить трехсторонний орган управления Альянсом, в который входил бы и официальный Париж, а также на просьбу помочь Франции в создании собственного ядерного оружия. Причем показательно, что к моменту когда военные силы НАТО покинули французскую территорию, Пятая Республика уже пополнила собой ядерный клуб, и помощь англо-саксонских стран ей в этом не понадобилась.
Впрочем, американская сторона, очевидно, быстро учла недостаточность контроля на французском направлении, и с каждым годом французский истеблишмент становился все лояльнее и лояльнее к Вашингтону. В результате в 2009 году в ходе президентства Николя Саркози Франция все же вернулась в состав НАТО в качестве полноценного члена. Сам же Саркози в 2021 году был признан виновным французским судом по обвинениям в коррупции, торговле влиянием и попытке подкупа судьи, однако на принятое в ходе его правления решение о возврате страны в НАТО это конечно же никак не повлияло. Да, и вообще, тот факт, что именно при Саркози Североатлантический альянс смог снова спустя почти полвека полноправно вернуть в свой состав Францию – это наверняка лишь совпадение. А разве может быть иначе?
Тем не менее даже при Саркози Франция все же не присоединилась к работе Группы ядерного планирования Североатлантического альянса. Слишком уж чувствительным был вопрос о помощи французам с разработкой атомной бомбы. Слишком принципиален был категорический отказ со стороны вроде как «союзников».
Тем не менее и это тоже со временем могло бы волшебным образом «забыться», если бы не создание США, Великобританией и Австралией нового военного блока AUKUS, повлекшее за собой крупнейший внешнеполитический удар по суверенным позициям Франции со времен правления генерала де Голля. Тем более что нанесен он был именно ее западными партнерами. Ведь в результате включения в состав союза австралийской стороны французы потеряли не только многомиллиардный контракт на поставку вооружений, но и репутацию одного из ключевых европейских членов НАТО.
В рамках мировой политики подобные действия крайне редко остаются безнаказанными. Так что стоит ли удивляться, что находящийся на пороге президентской гонки Эммануэль Макрон решил пойти по пути усиления внешнеполитических позиций Парижа, в том числе и в сфере обороны? По-видимому, по крайней мере в части французских правящих кругов уже осознали, что от НАТО пора «избавляться». Вопрос состоит лишь в том, как быстро удастся это провернуть, и каковой будет реакция Евросоюза на то, что его страны начали заключать двусторонние соглашения об обороне в обход не только НАТО, но и собственных инициатив Брюсселя по созданию единой армии.
Реакция НАТО и США
Тем не менее пока что полноценной реакции Брюсселя на действия Франции нет, однако НАТО, как и следовало ожидать, отреагировало молниеносно. «Я не верю в попытки сделать что-то вне рамок НАТО, или конкурировать с НАТО, или дублировать его», – заявил генсек Альянса Столтенберг в ходе выступления, больше похожего на хорошую мину при плохой игре. Впрочем, вполне вероятно, что генсек НАТО тогда не просто лукавил, но и выигрывал время, ведь странно было бы ожидать, что он окажется совершенно не в курсе планов французской стороны.
Особенно учитывая, что США в течение считанных дней ответят на действия Франции напрямую, четко обозначив нежелание уступать свои европейские позиции без борьбы. И произойдет это всего две недели спустя. Причем при участии все той же Греции, власти которой очевидно решили, что играть на два фронта: американский и европейский, в условиях нарастающей агрессивности риторики со стороны руководства Турции – наиболее правильный вариант развития событий. Впрочем, об этом уже подробнее в следующей статье.
Автор: Константин Котлин
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии