Владимир Путин выступил с едва ли не самой важной своей речью. Кто-то из обозревателей уже назвал это изложением национальной идеи. Пожалуй, так оно и есть. И если раньше наиболее концептуальной считалась Мюнхенская речь Путина 2007 года, а это был российский взгляд на международные отношения, то сейчас системно изложены основы нашего, российского мировоззрения в условиях быстрых и глобальных перемен.
"Скажем прямо, на предстоящий период мирового переустройства, которое может продолжаться довольно долго и окончательный дизайн которого неизвестен, умеренный консерватизм – самая разумная, во всяком случае, на мой взгляд, линия поведения. Она неизбежно будет меняться, но пока врачебный принцип "не навреди" представляется наиболее рациональным", – заявил Путин.
Президент говорит о консерватизме как российском выборе, но обязательно уточняет: это "умеренный", это "разумный" и это "здоровый" консерватизм. Идея – развитие русской философии.
"Когда я говорю о здоровом консерватизме, всегда вспоминаю Николая Бердяева, которого я тоже уже неоднократно упоминал. Это наш выдающийся философ. Он, как известно, был изгнан из Советского Союза в 1922 году, но он человек, всем своим существом устремленный в будущее. Он тоже был сторонником консерватизма. При этом он говорил, может быть, я не воспроизведу точно эту цитату, но тем не менее: консерватизм – это не то, что мешает идти вверх и вперед, а то, что мешает идти назад и вниз, к хаосу. Вот если мы так будем воспринимать консерватизм, то это будет хорошим подспорьем для развития", – подчеркнул глава государства.
Путин в разговорной речи "сжимает" Бердяева до самой сути, но излагает ее точно. Сам же Николай Бердяев уже в вынужденной эмиграции, после катастрофической революции и гражданской войны, когда страну под лозунгами прогресса захватили крайние идеи, так писал про консерватизм. Статья так и называется – "О консерватизме".
"Он препятствует движению назад и вниз, к хаотической тьме, возврату к состоянию, предшествующему образованию государств и культур. Смысл консерватизма – в препятствиях, которые он ставит проявлениям зверино-хаотической стихии в человеческих обществах. Эта стихия всегда шевелится в человеке, и связана она с грехом. Консервативное начало не есть начало насилующее и не должно быть им. В нем есть здоровая реакция против насилия над органической природой, против покушения на убиение жизни, которая хочет быть длящейся. Консервативное начало само по себе не противоположно развитию, оно только требует, чтобы развитие было органическим, чтобы будущее не истребляло прошедшего, а продолжало его развивать. Несчастна судьба той страны, в которой нет здорового консерватизма, заложенного в самом народе, нет верности, нет связи с предками. Несчастлив удел народа, который не любит своей истории и хочет начать ее сначала. Так несчастлива судьба нашей страны и нашего народа", – отмечал философ.
То есть здоровый консерватизм как предохранитель от социального коллапса, которого России, когда мы более ста лет назад сочли здоровый консерватизм обузой, избежать не удалось. Урок выучен. Теперь пусть другие попробуют. Желающие, судя по всему, есть.
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии