ВЛАДИСЛАВ ГУЛЕВИЧ
Чем занимается украинско-польско-канадский центр «Прометей» во Львове
В бывших советских республиках создаются центры пропаганды идеологии развала российской государственности, ведутся поиски сочувствующих этой идеологии в самой России, создаются условия, при которых перед местными интеллектуальными кадрами открывается карьера в экспертно-аналитической сфере в рамках подобных учреждений.
Примером может служить деятельность Центра исследований среды безопасности «Прометей», учреждённого во Львове в 2015 г. (Про Центр – Prometheus). Организация поддерживается властями Канады, её информационными партнёрами выступают медиагруппа Ukrainian Crisis и международное волонтёрское сообщество «ИнформНапалм» – две «фабрики лжи», обслуживающие информационные запросы киевского режима.
Главным фокусом деятельности львовского «Прометея» являются «исследования российско-украинского конфликта» и «среда безопасности Балто-Черноморско-Каспийского региона». Особое внимание уделяется нерусским народам РФ. Всё в духе постановления Верховной рады Украины 2019 г. об обращении в ООН, Парламентскую ассамблею НАТО и Парламентскую ассамблею ОБСЕ с призывом осудить «нарушение прав коренных народов в Российской Федерации».
Название центра «Прометей» указывает на идеологическое родство с польским прометеизмом – интеллектуально-политическим течением в межвоенной Польше, развивавшегося под эгидой Пилсудского. Целью прометеизма была подготовка расчленения России / СССР по национальным «швам».
Истоки прометеизма уходят в XIX век, когда шляхта, мечтая о возрождении Речи Посполитой «от моря до моря», облекла свои шовинистические грёзы в образы древнегреческой мифологии, сравнивая Польшу с Прометеем. Как Прометей нёс огонь людям, так Польша, жертвуя собой, несёт огонь свободы народам России, освобождая их от тирании московских правителей.
Прометеизм является чисто утилитарной политической идеологией, при этом для её обоснования был разработан миф о прометеизме как неотъемлемой части романтизма в культуре Европы. Прометеизм в трактовке его идеологов – это не польская шовинистическая доктрина, а течение мысли, вплетённое в европейскую культуру, и без этого течения европейская культура неполна.
Профессор Ягеллонского университета Анджей Новак в интервью «Польскому радио» так описал суть прометеизма: «Есть концепции, рассчитанные на их немедленное осуществление, а есть такие, которым нужны годы, чтобы дать плоды. По моему мнению, прометеизм, по замыслу его основоположников, был долгосрочной концепцией. Прометеизм был призван поддерживать движение за независимость и центробежные тенденции на геополитическом пространстве доминирования Москвы» (О польском Прометее, несущем огонь свободы порабощенным Россией народам – Русская редакция – polskieradio.pl). Что ж, очень ясное определение.
Балто-Черноморско-Каспийский регион, которым занят львовский центр «Прометей», не случайно является приоритетом и для польской внешней политики. Доступ к Балтике был всегда настолько важен для Варшавы, что в Польше трижды проводилась торжественная церемония «венчания Польши с морем» (в 1920 и дважды в 1945 гг.). В феврале 2020 г. в Поморском воеводстве торжественно отмечали 100-летие первого «венчания с морем», погружая государственный флаг Польши в балтийские воды.
Выход к Чёрному морю непосредственно или через союзников мыслится как важное условие установления польского доминирования в Восточной Европе, а включение Каспия в зону польских интересов на востоке преследует цель создания антироссийских союзов с республиками Кавказа и Средней Азии.
Отсюда заинтересованность Польши в росте радикально-националистических настроений в Восточной Европе. Идеология прометеизма предоставляет агитационно-пропагандистские инструменты для разжигания таких настроений.
Центр «Прометей» во Львове занимается провоцированием раздоров между народами Российской Федерации: ставит под сомнение федеративный статус российского государства, придумывает «факты» притеснений нерусских народов (в т. ч. малых коренных народов Севера) русскими, пытается консолидировать национал-активистов в России для организации «национального сопротивления» и обращения к парламентам европейских стран за помощью, обсуждает вопрос наделения «независимой» государственностью народов Поволжья, Кавказа, Урала, Сибири.
Прометеизм – всецело надуманная идеология. В её основе нет ничего, кроме тоски по утраченному польскому великодержавию. В современных условиях это равносильно установке на преобладание Польши в группе стран Восточной Европы. Прометеизм пытается прийти в эти страны вместе с «цветными» революциями, что только свидетельствует о его неспособности быть самостоятельной идейно-политической силой.
Интеллектуальная несамостоятельность видна и в работе львовского «Прометея». Выдвигаемые им идеи – это пропагандистская жвачка, которой питались местные националисты и их польские опекуны в начале ХХ века. Это прокисшее идеологическое блюдо отравляет в первую очередь те постсоветские республики, которые его уже «откушали». Симпатии к прометеизму националистических режимов Мирчи Снегура (Молдавия), Михаила Саакашвили (Грузия), Петра Порошенко и Владимира Зеленского (Украина) обернулись развязыванием гражданских войн в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Донбассе.
Поддержка львовских прометеистов Канадой тоже не случайна. Оттава выступает конкурентом Москвы в Арктике, надеясь использовать идею нарушения прав северных народов Российской Федерации как гибридное оружие. При этом ООН сообщает о серьёзных проблемах Канады с соблюдением прав её собственного коренного населения. «Мы сталкиваемся с продолжающимся эффектом колонизации», – говорит глава Ассоциации женщин коренных народов Канады Беверли Джэкобс (Beverly Jacobs) (Discrimination of Aboriginals on Native Lands in Canada | United Nations).
Украинско-польско-канадский центр разрабатывает сегодня тактику распространения этого «эффекта колонизации» на часть территорий Российской Федерации.
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии