В сети появились первые фото серьёзно улучшенного Су-30СМ2, который зачастую называют главным противником американских истребителей в гипотетическом столкновении. При этом наша машина, судя по открытым данным, на голову превосходит всех своих конкурентов. Так ли это и в чём главные отличия мы сейчас и расскажем.
На фото Су-30СМ. Визуально отличить от Су-35С легко – наличие переднего горизонтального оперения, кое отсутствует у "старшей" модели.
Приветствую на канале!
Причиной создания модификации СМ2 является развитие истребителей 5-го поколения у наших заокеанских «партнёров». Появление этих машин вызывает некоторое беспокойство, и несмотря на все проблемы и неудачи их программ, ответ нужен, но надёжный и эффективный. Есть в рядах ВКС замечательнейший образец техники – Су-35С, который по праву считают одним из самых мощных в мире истребителей и прямо противопоставляют его даже не F-15/16/18, а сразу F-22 Raptor. Объясняется это просто – совокупностью сверхманевренности, небольшой ЭПР и мощнейшей в своём классе РЛС, превзойти которую пока что никто не смог. Но вторую половину авиапарка составляют Су-30СМ – тоже хороший истребитель по соотношению цена/качество, однако открыто противостоять Раптору возможностей у него не было, в первую очередь благодаря значительно более слабой РЛС, высокой ЭПР, а также отсутствию дальнобойных ракет, способных достать кого угодно на безопасном для себя расстоянии. Ну и первое, что подверглось модернизации – это, безусловно, РЛС истребителя.
Первое фото модернизированной машины, построенной с нуля. По сути модернизация сводится к унификации Су-30СМ и Су-35С, которая позволит серьёзно удешевить обе машины.
Про Су-35С мы не зря заговорили, так как большинство деталей перекочует именно с него, включая Н035 «Ирбис» – мощнейшую на данный момент БРЛС. Её главная фишка заключается в том, что дальность обнаружения целей составляет рекордные 400 километров для целей, эффективная площадь рассеивания которых составляет 3 квадратных метра. Что касается F-15, то с боевой нагрузкой его ЭПР составляет примерно 1-1.5 квадратных метра и дальность обнаружения падает до 250-270 километров, однако это никак не помешает по нему эффективно отработать дальнобойными ракетами «воздух-воздух», например, гиперзвуковой Р-37М с дальностью свыше 300 км. Она способна пролететь это расстояние всего за 2 минуты, что ставит под сомнение возможность увернуться. Но самое интересное то, что ответить американский истребитель ничем не сможет – ни подобных ракет, ни аналогичной РЛС, у него попросту нет, а значит наши истребители смогут издалека совершенно спокойно избавляться от неприятеля. Раньше эта РВВ уже присутствовала в боекомплекте истребителя, однако применять на максимальную дистанцию он её мог только по очень крупным целям, например, АВАКСам или В-52, так что «Ирбис» раскрыл потенциал.
Су-30СМ является одним из основных истребителей авиации ВМФ, что и объясняет интеграцию некоторых специфичных ракет, например Х-2232.
Второй важной составляющей модернизации является новое электронное оборудование, выполненное по так называемой открытой архитектуре – технология позволяет интегрировать новое вооружение без серьёзных изменений в «начинке» истребителя, путём добавления нового программного обеспечения. А как мы помним, ракет у нас в разработке очень много. Взять хотя бы последнюю новинку для Су-57 со смешным названием «Личинка-МД» – это гиперзвуковая ракета, которая создана для нанесения ударов по наземным или морским целям и является прямой заменой Х-31. Дальность применения точно неизвестна, но она колеблется в приделах 300 километров, а скорость достигает 12000 километров в час. Другими словами на максимальную дистанцию она летит чуть более минуты, что позволит наносить молниеносные удары по любой цели, будь то РЛС, корабль, бункер, скопление техники и так далее. Есть также небезызвестная программа, согласно которой Су-30СМ2 сможет применять ракету Х-32 «Буря-М». Она является уже противокорабельной и бывает в двух вариантах – с активной ГСН и пассивной. Второй вариант отличается серьёзным бронированием и ядерной головной частью. Сама же ракета почти гиперзвуковая и летит на 1000 километров. Ультимативное оружие, которое применять раньше мог только Ту-22М3.
На фото Ту-22М3/М с ракетами Х-32. Очень интересным вариантом можно считать развёртывание Су-30СМ2 с такими ПКР в Сирии, где они будут контролировать весь регион.
Ещё одним очень важным аспектом является новый двигатель АЛ-41Ф-1С, всё от того же Су-35С. Он обладает значительно улучшенными характеристиками, в частности более экономичен, то есть истребитель с таким же запасом топлива увеличивает свой боевой радиус. При этом вырастет тяга на 16%, а также двукратно повысится ресурс – до 4000 тысяч часов. Иначе говоря двигатель прямо влияет на ценник машины и её дальнейшее обслуживание. И не стоит забывать о том, что пустой Су-30СМ аж на тонну легче, чем Су-35С, что дополнительно повлияет на вышеперечисленные параметры в лучшую сторону. Ну и напоследок идут системы связи, где засветился другой наш истребитель – Су-57, с которого их и позаимствовали. Такое решение позволит Су-30СМ2 активно обмениваться информацией о поле боя с другими боевыми единицами путём интеграции в единое информационное пространство, начиная от пехоты и заканчивая зенитными ракетными комплексами и другими истребителями/дронами. Результат такой связи понятен – сведение на нет всех плюсов технологии Стелс наших вероятных противников. Другими словами ни одна ракета, ни один истребитель, ни один мельчайший дрон не проскочит мимо этого сплошного радиолокационного поля.
Скорее всего в будущем основной упор будет сделан на закупку именно Су-30СМ в паре с Су-57, и меньший уклон в сторону Су-35С ввиду четкого отсутствия ключевых преимуществ у последнего на фоне модернизированной машины.
Сейчас в рядах ВКС свыше 110 Су-30СМ, модернизация которых планируется завершиться до 2027 года в ходе планового обслуживания. Но в дополнение к старым машинам пойдут новые – останавливаться на достигнутом пока не планируют.
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии