Москва стала первым регионом, принявшим на себя удар омикрона. По мере роста количества заболевших резко увеличился и объём ковидных госзакупок столичных властей.
За первый месяц 2022 года ГКУ «Агентство по закупкам Департамента здравоохранения города Москвы» заключило с единственным поставщиком серию форс-мажорных контрактов на покупку экспресс-тестов и лекарственных средств, предназначенных для лечения коронавируса, на общую сумму почти 3 млрд рублей.
На этом фоне дорогостоящие и часто ненужные препараты бесплатно раздаются людям с лёгким течением заболевания просто на основании положительного экспресс-теста на СOVID-19.Только за январь крупнейшая российская фармацевтическая компания «Р-Фарм» Алексея Репика получила от столичного правительства два контракта на 1,045 млрд и 280 млн рублей на поставку городу нескольких видов лекарств с действующим веществом фавипиравир, которое активно применяется в России для лечения коронавируса ещё с 2020 года.
Эффективность препарата, а уж тем более целесообразность его назначения пациентам с лёгким течением заболевания из-за внушительного списка побочных эффектов не раз ставились под сомнение медиками. Однако это не повлияло на позицию Минздрава: фавипиравир неизменно присутствует во всех версиях рекомендаций ведомства по лечению СOVID-19.
По контрактам «Р-Фарм» поставила Центру лекарственного обеспечения депздрава 500 тыс. пачек «Коронавира», «Фавибирина», «Арепливира» и «Авифавира». Стоимость лекарств в закупке варьировалась от 2200 до 2800 рублей за одну упаковку. Судя по текущему положению дел, депздрав вряд ли остановится на закупке полумиллиона пачек фавипиравира, ведь в московских поликлиниках препарат теперь бесплатно выдают даже пациентам с лёгкими симптомами ОРВИ, а возможно, и людям без симптомов – просто исходя из положительного результата экспресс-теста.
– В среду, 26 января, я проснулась с небольшой температурой, насморком и лёгкой болью в горле, – рассказывает 38-летняя продавец продуктового магазина Лариса. – Без официального больничного пропускать работу нам не разрешается, поэтому пришлось идти в поликлинику. Там у меня взяли экспресс-тест, который показал положительный результат, хотя я ревакцинировалась «Спутником» в ноябре. После экспресс-анализа у меня взяли и тест ПЦР, правда, дожидаться его результатов врачи не стали. По экспресс-диагностике терапевт поставила диагноз «COVID-19» и вручила мне «Парацетамол», «Арбидол Максимум» и две пачки «Арепливира».
По словам Ларисы, на следующий день ей пришло сообщение об отрицательном результате ПЦР-теста.
Однако в послании уточнялось, что в связи с ранее полученным положительным результатом экспресс-теста на антиген факт заболевания в любом случае считается подтверждённым.
Пациенту необходимо соблюдать режим самоизоляции и следовать рекомендациям врача.
– Совершенно непонятно, зачем бюджетные деньги тратятся на анализы ПЦР, если диагноз теперь ставится по экспресс-тестам, – недоумевает женщина. – Я посоветовалась с родственницей-терапевтом и решила не принимать выданные в поликлинике «Арбидол» и «Арепливир». Просто, как обычно при простуде, пила травяные отвары, морсы и делала полоскания. Через три дня я уже чувствовала себя практически здоровой, однако выйти на работу пока не получается из-за карантина.
Бесплатные лекарства я оставила на чёрный день. В аптеке одна пачка «Арепливира» стоит около 5 тысяч рублей, а год назад вообще, говорят, лекарство продавали за 11–12 тысяч. Обидно, что есть куча препаратов, которые людям действительно нужны. Например, моему папе, сердечнику, уже несколько лет вместо нормальных препаратов выдают малоэффективные дженерики, лекарства приходится покупать за свой счёт. Тем же больным коронавирусом лучше бы тот же «Ксарелто» для профилактики тромбозов бесплатно давали вместо «Арепливира», который большинство людей в конечном итоге просто выбрасывают на помойку за ненадобностью.
Успехи компании «Р-Фарм» на пандемийном лекарственном рынке не ограничиваются поставками средств на основе фавипиравира. В середине января фармацевтическая корпорация также должна была поставить московскому депздраву дорогостоящий британский препарат молнупиравир (торговое название «Лагиврио») по двум контрактам, заключённым в конце декабря. Общая стоимость закупок составила почти 900 млн рублей, цена одной пачки препарата превысила 32 тыс. рублей.
Молнупиравир является первым пероральным препаратом для лечения COVID-19, одобренным в Великобритании и Европе. В ближайшие месяцы компания «Р-Фарм» планирует наладить производство лекарства на своём заводе в Ярославле.
Хорошо знакомый россиянам «Арбидол», именуемый в государственных закупках и рекомендациях Минздрава умифеновиром (действующее вещество), сейчас за бюджетный счёт щедро раздают всем пациентам с симптомами простуды. В последней, 14-й версии временных методических рекомендаций Минздрава по лечению COVID-19 от 27 декабря 2021 года подчёркивается, что в связи со сходством клинической картины лёгких форм COVID-19 с сезонными ОРВИ до подтверждения этиологического диагноза в схемы терапии следует включать противовирусные препараты с широким спектром активности, такие как умифеновир. При этом тот же умифеновир присутствует и в списке рекомендуемых Минздравом лекарств для лечения непосредственно коронавируса.
Московский депздрав оперативно отреагировал на новые рекомендации профильного министерства и резко увеличил закупки «Арбидола». (*Прим. Негласная кличка вице-премьера Голиковой – мадам Арбидол)
Если в декабре производитель препарата компания «Фармстандарт» бизнесмена Виктора Харитонина, известного в том числе тесной дружбой с вице-премьером Татьяной Голиковой и её мужем Виктором Христенко, получила от Москвы госконтракты всего на 356 млн рублей, то в январе эта сумма достигла 688 млн. Сразу после новогодних праздников, 13 января, Москва заключила с «Фармстандартом» контракт на закупку 1,5 млн упаковок «Арбидол Максимум» по цене 458,7 рубля за 10 капсул.
Значительно выросли в столице и объёмы закупок экспресс-тестов на коронавирус.
В начале года депздрав заключил два контракта на поставку почти 7 млн тестовых систем для иммунохроматографического выявления антигена SARS-CoV-2 на общую сумму 788 млн рублей.
Поставки китайских тестов стоимостью 115 рублей за штуку в детские и взрослые поликлиники города в период с февраля по май будет осуществлять ООО «Многопрофильная медицинская компания “Формед”» с уставным капиталом 10 тыс. рублей и среднесписочным количеством сотрудников на 1 января 2021 года 15 человек. Склад организации, занимающейся продажей иммунобиологических препаратов, экспресс-тестов и расходных материалов на основе коллагена, находится в подвальном помещении в спальном районе столицы.
«Ужасное место, нечистый подвал, вход с хоздвора, пробираешься между фурами, “газелями”, ящиками, мусором, ещё и вакцинами торгуют. Вероятно, Роспотребнадзор не ведает об этом», – вот один из отзывов о компании, оставленный на сайте «Яндекса» в 2019 году.
Помимо закупки экспресс-тестов для поликлиник, департамент здравоохранения заключил 30-миллионый контракт с Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА) на поставку наборов реагентов для определения вариантов омикрон и дельта. Первая тест-система для выявления омикрон-штамма COVID-19, разработанная ФМБА, была зарегистрирована в России 11 января. В общей сложности Москвой было закуплено 1,5 тыс. наборов реагентов по цене 20 тыс. за штуку. Очевидно, именно из-за высокой стоимости тест-систем на 27 января в городе было зарегистрировано всего 2514 случаев заражения омикроном, несмотря на то, что последние две недели десятки тысяч москвичей жалуются на похожие симптомы.
Одновременно с ростом объёма госзакупок московского депздрава с начала января увеличились и траты россиян на средства против коронавируса и экспресс-тесты. По данным аналитиков сервиса «Чек Индекс», оператора фискальных данных «Платформы ОФД», за вторую неделю января в стране в 2,4 раза выросли продажи экспресс-тестов и в два раза повысился спрос на противовирусные средства. В лидеры среди приобретаемых препаратов традиционно вышел «Арбидол».
По информации Центра развития перспективных технологий, за 2021 год наши граждане уже спустили на умифеновир, активно продвигаемый госпожой Голиковой ещё с 2010 года, 16 млрд рублей. 7,2 млрд ушло у россиян на покупку иммуномодулятора интерферона альфа-2b, также указанного в списке Минздрава среди препаратов для лечения коронавируса; 2,9 млрд было потрачено на приобретение фавипиравира.
– В последние недели примерно половина покупателей сразу же просили «Арбидол», остальные интересовались ассортиментом других противовирусных средств и их эффективностью, – рассказывает фармацевт сети московских аптек Людмила. – По сравнению с прошлым годом реже стали приобретать «Кагоцел», который в начале пандемии московский департамент здравоохранения включал в рекомендации по лечению коронавируса.
«В январе в лидеры продаж вышли “Арбидол”, “Ингавирин” и “Амиксин”. Также активно люди берут “Гриппферон” в виде капель и спрея, средства для лечения насморка и боли в горле. Резкий рост спроса на экспресс-тесты на коронавирус начался с последних выходных перед окончанием новогодних праздников и пока не падает».
Людмила | фармацевт сети московских аптек
По словам Людмилы, в январе вновь увеличился спрос и на препараты на основе фавипиравира, несмотря на их высокую стоимость и возможность получить лекарства абсолютно бесплатно в московских поликлиниках в случае положительного результата экспресс-теста на COVID-19.
Одновременно с этим у москвичей вновь резко выросла потребность в услугах психотерапевтов и психологов.
– После некоторого затишья в ноябре – декабре клиенты вновь стали обращаться ко мне с жалобами на тревожное состояние и панические атаки, – говорит клинический психолог Юлия Фомина. – Состояние людей явно коррелирует со сводками с ковидного фронта. По мере роста количества заболевших, сообщений о перегруженности поликлиник в сочетании с проблемами с вызовом врача на дом люди стали чаще сталкиваться с различными страхами, паникуют, в том числе пытаются обнаружить у себя несуществующие симптомы заболевания.
По мнению эксперта, всё это отчасти и привело к очередному повышению спроса на лекарства.
Люди боятся заболеть на пике волны и остаться без медицинской помощи.
– Одна из клиенток, достаточно тяжело переболевшая коронавирусом летом, рассказывала, что после болезни сразу же купила две пачки дорогого фавипиравира на случай повторного заражения. Несмотря на то что из свободного доступа лекарства, используемые для лечения коронавируса, не пропадали, люди переживают, что не смогут получить их в нужный момент, – объясняет специалист.
Врач-терапевт, иммунолог Ирина Ярцева пояснила «Октагону», что лечить коронавирус и ОРВИ противовирусными средствами бессмысленно:
– Все мы понимаем, как тот же «Арбидол» попал в список лекарств для лечения коронавируса. Никакого реального смысла в его применении как для лечения COVID-19, так и различных ОРВИ нет. Омикрон протекает у большинства людей намного легче, чем дельта. Никаких причин для паники нет. При лёгких формах заболевания, а также при ОРВИ достаточно пить побольше жидкости, в частности чай с имбирём и лимоном, делать полоскания и ингаляции, увлажнять и проветривать помещения, где находится больной, при необходимости использовать жаропонижающие средства. По возможности следует избегать и тревожных состояний– хронический стресс снижает иммунитет, в результате люди болеют тяжелее.
Общественный деятель, экс-депутат Госдумы VI и VII созывов Вячеслав Лысаков отмечает, что бенефициары пандемии во власти почувствовали угрозу сокращения «кормовой базы» и теперь ищут новые способы заработать на пандемии.
– Это в том числе закупки экспресс-тестов и лекарственных средств, а также преступная экономия на лечении граждан от других заболеваний. Сейчас в стране началась новая волна нагнетаемой паники, в ход идут самые изощрённые методы, в том числе атака на детей, попытка представить несовершеннолетних главным источником распространения вируса, чтобы склонить родителей к согласию на вакцинацию подростков, – говорит собеседник.
«Одновременно с этим власти регионов приостанавливают плановую медицинскую помощь, в том числе детям, тем самым экономя миллиарды бюджетных средств фактически за счёт геноцида населения».
Вячеслав Лысаков | экс-депутат Госдумы VI и VII созывов
Эксперт отмечает, что происходящее в стране всё больше напоминает безвластие: правоохранительные органы бездействуют, исполнительная власть в лице губернаторов фактически берёт на себя функции власти законодательной.
– На протяжении своей работы в Госдуме я неоднократно наблюдал, как поручения президента, озвученные даже вскользь в виде рекомендаций, моментально исполняются, – продолжает Лысаков. – Сейчас мы регулярно наблюдаем, что слова Владимира Путина просто-напросто игнорируются чиновниками. В частности, президент в разговоре с Татьяной Голиковой говорил о недопустимости приостановки плановой медицинской помощи детям. Однако главы регионов, в частности мэр Москвы Сергей Собянин, никак не отреагировали на это замечание. Уже практически два года нормального управления в стране фактически нет, всё делается по указке так называемой партии ковида, которая, очевидно, преследует свои личные цели, принимая те или иные решения.
Светлана Цикулина
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии