Июль и август принесли нам известия о блестящих победах российских школьников на международных олимпиадах 2021 года по всем естественным наукам: математике, физике, химии, биологии, информатике. Что стоит за всеми этими поразительными успехами, мы выяснили у наставников команды юных российских химиков – профессоров химического факультета МГУ имени М.
В. Ломоносова.Кто эти химики
Четыре одиннадцатиклассника – Андрей Тырин (Москва), Александр Трофимов (Екатеринбург), Георгий Жомин (Москва) и Тимофей Чаркин (Москва) – стали золотыми медалистами Международной олимпиады по химии 2021 года.
Ребят к олимпиаде готовила группа тренеров под руководством профессоров химического факультета МГУ Вадима Владимировича Еремина и Александра Кирилловича Гладилина.
Команды стран-участниц Международной олимпиады по химии 2021 года были составлены из четырех человек. Золотые медали завоевали все четыре российских участника. Как и все четыре члена сборной Китая – основные соперники россиян.
По три золотых медали также заработали сборная Китайского Тайбэя (Тайваня), сборная Вьетнама и сборная Румынии. По две золотых награды у команд США (оба победителя, впрочем, носят китайские имена и фамилии), Великобритании, Сингапура, Турции, Индии и Ирана. В копилках команд Израиля, Чехии и Южной Кореи – по одной золотой медали.
"Наши основные соперники – команда Китая, – подтвердил наставник российской команды профессор Вадим Еремин. – Самые сильные команды у тех стран, где есть государственная система работы с одаренными детьми.
Успехи России базируются на сильных традициях советской олимпиадной системы, и они только усилились за последние десятилетия. Такая система осталась и в бывших социалистических странах. Отсюда успехи, к примеру, Вьетнама. Страны, где эта система развалилась, сильно сдали свои позиции, хотя и дети талантливые, и наставники – высокого уровня, бывшие наши коллеги".
По мнению второго наставника российской сборной по химии Александра Гладилина, сейчас в международных олимпиадах доминирует Азия, особенно в азиатских олимпиадах.
"Что касается команды Великобритании и США, Австралии, Новой Зеландии, то у них традиционно много китайцев в команде, – отметил профессор Гладилин. – По существу мы с несколькими сборными Китая соревнуемся. У сборной Великобритании в этом году мало было китайцев, может поэтому они не очень хорошо выступили".
Поясним, что речь идёт не о нынешних гражданах Китая, а о школьниках, переехавших в страну, за команду которой они выступают.
Сопротивляются доминированию Азии в олимпиадах два типа стран – бывший соцлагерь (экс-республики СССР плюс Румыния, Венгрия, Чехия, Польша, Словакия) и страны, которые набирают в команды переселенцев из Азии, как, например, США.
"В Соединенных Штатах действует серьезная продуманная многолетняя, многоэтапная стратегия подготовки школьников к олимпиадам. Руководит всем этим Американское химическое общество – сильная, уважаемая организация, – рассказывает Александр Гладилин. – Точно так же в Великобритании координацией подготовки к олимпиаде занимается Королевское химическое общество. И у них тоже серьезная, мощная инфраструктура. Чтобы достигать каких-то серьезных успехов, нужно иметь некую организованную структуру и поддержку либо государства, либо негосударственных общественных организаций, как химические общества. Но и этого тоже не всегда достаточно".
С чего начать будущему чемпиону олимпиады
Даже в тяжелые девяностые годы Россия получала золотые медали международных олимпиад по естественным наукам. Заложенная еще в 1930-е годы традиция школьного олимпиадного движения удивительным образом сохранилась во время ломки основавшего ее СССР. Структура отбора школьников в команду международной олимпиады осталась такой же, как в СССР. Ребята проходят на высший уровень по результатам Всероссийской олимпиады школьников, состоящей из четырех этапов: школьный, муниципальный, региональный, всероссийский.
В Советском Союзе этапов было на один больше: к школьному, районно-городскому, областному и республиканскому добавлялся еще всесоюзный. Команду международников отбирали из победителей и призеров Всесоюзной олимпиады.
Но и в СССР, и в сегодняшней России в команду для международной олимпиады отбирали и отбирают всего четырех человек. Так что распад Советского Союза дал шансы на участие в международной олимпиаде тем школьникам из бывших союзных республик, которые во времена СССР проиграли бы конкуренцию более сильным соперникам на всесоюзном уровне и не попали бы в союзную сборную.
Однако до высших этапов Всероссийской олимпиады еще нужно уметь дойти. Если у школьника есть явный талант к естественным наукам, то он точно поможет ему выйти на региональный этап Всероссийской олимпиады без помощи учителей и репетиторов. И хорошо бы этот талант помочь школьнику заметить не позже, чем в седьмом-восьмом классе.
"Если ребенок обладает определенным уровнем, как правило, до муниципального, регионального этапа он доходить должен, – уверен Александр Гладилин. – В 9 классе уже желательно добраться до заключительного этапа Всероса, как минимум – до региона. Нужно почувствовать вкус олимпиад. А если в десятом классе начинать со школьного этапа в первый раз – не очень много шансов. Шансы, конечно, бывают в нашей жизни, но, как правило, это очень сложно".
Профессор Вадим Еремин сравнил это со спортом: "Если вы занимаетесь физкультурой только на школьных уроках, есть ли у вас шанс стать чемпионом мира?"
Кто помогает будущему чемпиону
Уже на региональном этапе задачи требуют не только нестандартного подхода и повышенной сообразительности, но и каких-то знаний за пределами школьного учебника. А всероссийский этап в одиночку, без помощи тренера, уже не возьмешь.
Если школьник стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады, на него обращают внимание.
"Практически в любом регионе, ну, во многих регионах, есть центры подготовки, – утверждает Александр Гладилин. – Где-то преподаватели более опытные, где-то менее опытные, но в любом случае со школьником начнут работать, ему вряд ли придется каких-то своих репетиторов искать. Если ребенок дошел до регионального этапа и хочет двигаться дальше, ему помогут двигаться дальше".
Чем выше школьник поднимается по ступенькам олимпиады, тем больше у него возможностей получить помощь или консультацию у тренеров национального уровня.
Выходит, секретное оружие российских школьников против соперников на международных олимпиадах – их наставники.
"В разных регионах это работает по-разному, – отмечает Александр Гладилин. – В Москве, еще в некоторых регионах это очень сильно развито. Есть несколько ведущих школ, таких как в Саранске, в Новосибирске, Питере".
По словам Вадима Еремина, опыт и традиции проведения предметных олимпиад в России позволили выработать несколько простых правил.
"Правила простые, но трудные, – усмехается профессор Еремин. – Попробуйте ежедневно решать по 20 задач".
Быть олимпиадником в России стало модно
В 90-е годы в России была мода на малиновые пиджаки, а не на победы школьников на олимпиадах, вспоминает Вадим Еремин. Они с Александром Гладилиным еще с тех пор занимаются отбором талантливых школьников в сборную России для международных олимпиад по химии и разработали систему отбора, которая из года в год и приносит России "золото" за "золотом".
Четырех нынешних чемпионов мира по химии отобрали из 20 победителей заключительного этапа Всероссийской олимпиады путем двухнедельных тренировок и испытаний. Кандидаты в сборную 14 дней решали сложнейшие задачи по всем основным разделам химии с упором на физическую и органическую химию.
И вот, наконец, пришла мода на олимпиадников. Причем, не только в химии. Российские школьники с блеском побеждают своих соперников на международных олимпиадах по всем естественным наукам, напомнил профессор Еремин.
"Если в 1990-е и в начале 2000-х это мало кого интересовало, и мало детей попадало на олимпиады, то сейчас очень важно, что в обществе есть запрос на это, – подчеркивает Александр Гладилин. – Мы привозили по четыре золота и раньше – и в 2000-м, и в 1996-м, – и это почти никого не интересовало. А сейчас победа школьников на международной олимпиаде – серьезное медийное событие, интересное многим. И это, конечно, очень хорошо. Потому что общество транслирует и родителям, и детям, что в его понимании есть успех. Поэтому все больше детей приходят в олимпиадное движение. Это как в фигурном катании".
Победители олимпиад при этом получают не только ценные денежные призы и подарки на каждом этапе, но и возможность поступить в желаемый вуз без экзаменов.
"Сириус" как путеводная звезда
Российским новшеством, дополнившим традиционную советскую систему школьных олимпиад, стал образовательный центр "Сириус" в Сочи. Туда с 2015 года приглашают победителей и призеров олимпиад на три недели бесплатного интенсивного обучения и бесплатного пребывания. В расчет берут успехи не только на этапах Всероссийской олимпиады, но и достижения в еще нескольких олимпиадах, признанных Российским советом олимпиад.
Центр "Сириус" имеет несколько региональных аналогов. В Московской области, к примеру, это Образовательный центр "Взлет" Гимназии им. Е. М. Примакова.
Играет ли вклад "Сириуса" и подобных ему центров значительную роль в подготовке олимпиадников-чемпионов?
"Я бы не переоценивал "Сириус" в данный момент как средство подготовки, – рассуждает профессор Гладилин. – Все зависит от того, как дети туда попадают. Кому-то повезло попасть, кому-то не повезло попасть с самого начала [с 7–8 класса]. Если не попал с самого начала, то в 10–11 классе уже почти нет шансов добраться до уровня международной олимпиады. Это длительный процесс. Так было всегда, и так, наверное, будет и дальше. "Сириус" очень важен, но "Сириус" – это всего три недели в год. Это, скорее, некая путеводная звезда, что ребят манит вперед".
Куда идут чемпионы олимпиад после побед
История олимпиадного движения школьников показывает, что победители всесоюзных и международных математических олимпиад поголовно становятся выдающимися учеными. Из чемпионов такого уровня олимпиад по физике большими учеными становятся почти все. А что у химиков?
"Среди победителей международных олимпиад по химии есть хорошие ученые, доктора наук, заведующие лабораториями, люди с очень хорошими индексами цитирования, – говорит профессор Александр Гладилин. – Часть ребят остается в науке, часть уходит в какой-то наукоемкий бизнес, что тоже хорошо – химия очень близка в приложении к инновациям. И очень многие делают педагогическую карьеру".
По словам одного из руководителей российской сборной по химии, победители международных олимпиад становятся сильными преподавателями школ и вузов. Многие их них работают как раз в "Сириусе", многих привлекают в качестве тренеров для сборной России по химии в подготовке к международным олимпиадам. У сборной несколько тренерских составов – как выразился Александр Гладилин, "на разные случаи жизни".
Новые чемпионы международной олимпиады по химии решили продолжить изучение любимого предмета на химфаке МГУ имени М.В. Ломоносова. Андрей Тырин и Александр Трофимов подали документы на химический факультет МГУ, а Георгий Жомин – на факультет наук о материалах МГУ. Как мы уже сказали, их туда примут без экзаменов.
Четвертый чемпион, Тимофей Чаркин, закончит школу только через год – он выиграл международную олимпиаду, будучи десятиклассником!
Как рассказали оба руководителя российской сборной по химии, ребята во время международной олимпиады дружески общаются со своими соперниками. Кто-то из соперников потом приезжает учиться в Россию (как правило, из ближнего зарубежья), кто-то из наших чемпионов едет учиться за рубеж. Однако 90% российских школьников-победителей международных олимпиад остаются работать в России.
Химики из России работают в, без преувеличения, самых передовых областях науки и добиваются выдающихся достижений. Так, ранее мы писали о том, как они придумали тормоза для молекулярных машин, а также способы получения полезного тепла из холода и дешевого бензина из отходов добычи газа. А ещё российские ученые придумали, как быстро заморозить природный газ для безопасного хранения и транспортировки.
Возможности исследователей также постепенно расширяются. В июле этого года было начато строительство "Научной долины" МГУ.
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии