Плач стоит в земле польской, пришла в нее беда великая – американцы отобрали у своих восточноевропейских союзников «Троеморье» и отдали его немцам. Такая вот печальная история.
Что такое «Троеморье», именуемое также «Инициативой трех морей»? Объединяет оно государства Евросоюза, расположенные между Балтийским, Черным и Адриатическим морями.
Цель проекта – укрепить интеграцию между этими странами путем прокладки по их территории трансъевропейских авто– и железнодорожных магистралей, чтобы грузы, допустим из Латвии, как можно быстрее попадали в Болгарию. Впрочем, это замысел, лежащий на поверхности, а на самом деле затевалось все ради новых маршрутов доставки энергоносителей. Терминалы сжиженного газа в польском Свиноуйсьце и на хорватском острове Крк должны были вытеснить Россию и «Газпром» из Восточной, Центральной и Южной Европы, обеспечив региону пресловутую «энергетическую независимость». Застрельщиками «Троеморья» были Польша и Хорватия, а первый саммит инициативы прошел в августе 2016-го в Дубровнике. Правда, подлинные вдохновители проекта находились в американском Госдепе, где, собственно, при позднем Обаме и было рождено «Троеморье».Несмотря на это Речь Посполитая увидела в «Инициативе трех морей» шанс на региональное лидерство, а то и гегемонию. Это неудивительно, поскольку «Троеморье» удачно накладывалось на вековую мечту о Польше «от моря до моря» – от Балтийского до Черного. «Троеморью» уже почти пять лет, и за это время оно во многом остается виртуальным. Дороги строятся медленно, хорватский СПГ-терминал вступил в строй лишь в начале 2021-го, а его «собрат» в Свиноуйсьце ни разу не вышел на запланированную мощность, что неудивительно: например, в этом году сжиженный газ ушел на азиатский рынок, где наблюдались ценовые рекорды. Поэтому в первом квартале заполняемость польского СПГ-терминала снизилась на 19 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. В общем, конкретики в «Троеморье» было мало, зато регулярно проходили саммиты на высшем уровне. Очередной из них в первые дни июля состоялся в Болгарии, и польское начальство там красиво выступало и обещало, что «Троеморье» откроет путь к прекрасной Европе будущего.
Возникает вопрос, если «Инициатива трех морей» ― проект виртуальный, то чего по нему плакать? Во-первых, его сильно пиарили и кому-то почудилось, что еще чуть-чуть и вот оно, вожделенное величие. Во-вторых, нужно учитывать мистический настрой, столетиями пронизывающий польское общество сверху донизу. Например, в XIX веке истово верили в пророчества Вернигоры. Неизвестно существовал ли он в действительности, но по легенде в молодости Вернигора был запорожским казаком, потом стал кобзарем и бродил по украинским степям, а прожил он почти сто лет и умер году в 1769-м или 1770-м. Перед смертью из уст вещего старца полились предсказания о разделах Речи Посполитой и Великой Французской революции. Далее Вернигора обещал, что англичане и турки объединятся с поляками и прогонят московитов в Сибирь, а Речь Посполитая возвысится до статуса великой державы. Сказочка забавная, только вот дело в том, что улицы Вернигоры сегодня есть в Варшаве, Кракове и других городах Польши. То есть к мифическому казаку-лирнику до сих пор относятся вполне серьезно.
Позднее поляки отчаянно верили в «Пророчество из Тенгобоже». Оно якобы исходило от духа Адама Мицкевича, вызванного участниками спиритического сеанса. Призрак великого поэта, естественно, предрек Речи Посполитой величие и воплощение грез о Польше «от моря до моря». Широкие массы узнали о пророчестве весной 1939 года, и вскоре по фантазиям беспощадно прошлась реальность, хотя вера в предсказания из Тенгобоже сохранялась и в социалистической ПНР. Причем в Польской Народной Республике имелся собственный медиум – отец Чеслав Климушко, монах-францисканец, прозванный «ясновидцем из Эльблонга». В мир иной он ушел в 1980-м и, пока был жив, пользовался у соотечественников большой популярностью. Естественно, Климушко тоже сулил Польше могущество. В его видениях она поднималась так высоко, что сияла как солнце, а другие европейские народы преклонялись перед ней. И вот спрашивается, стоит ли после этого удивляться тому, как в Речи Посполитой воспринимали «Троеморье»?
Особенно хорошо с ним было играться, когда в Белом доме сидел Трамп. США периодически заявляли о поддержке «Инициативы трех морей» и даже обещали деньги. С приходом Байдена политика начала меняться. О «Троеморье» заговорил Блинкен, а в Atlantic Council (нежелательная организация в РФ) создали совет инициативы, и это означало, что американцы собираются взять ее под свой контроль. Параллельно интерес к проекту проявила Германия, а это убивало саму суть «Троеморья» – никаким немцам там места не было. В Варшаве прекрасно понимали: если Берлин присоединится к «Троеморью», то командовать будет Германия, а не Польша.
Прошло несколько месяцев, и в июле два бывших американских посла в Польше Даниэль Фрид и Джорджетт Мосбахер, а также эксперт Atlantic Council Йен Бжезинский (сын Збигнева Бжезинского) выпустили статью о перспективах «Троеморья». Эти трое как раз входят в совет проекта, и они предложили учредить секретариат «Инициативы трех морей» со штаб-квартирой в Берлине или Брюсселе, а не в Варшаве. Понятно было, что это отнюдь не частное мнение двух экс-послов и одного аналитика. Это подтвердилось в ходе визита Ангелы Меркель в Соединенные Штаты. Канцлер ФРГ и президент США подписали заявление, где оформили компромисс по «Северному потоку ― 2», а еще в документе было сказано, что «Германия обязуется расширять свое участие в этой инициативе [в «Троеморье»] с прицелом на финансовую поддержку проектов Инициативы трех морей». Таким образом, передача «Троеморья» в ведение Берлина была оформлена официально, и геополитические амбиции Варшавы рухнули в одночасье.
Реакция не заставила себя ждать. Один из отцов польской евроинтеграции, а ныне депутат Европарламента Яцек Сариуш-Вольский назвал действия Вашингтона абсолютно неприемлемыми и сравнил их с приглашением лисы в курятник. Прочие политики сосредоточились на живописании тех ужасов, которые принесет Европе «Северный поток ― 2». Но не молчали эксперты, работающие на консервативную партию «Право и справедливость», контролирующую большинство ветвей власти в Речи Посполитой. Так, специалист по восточноевропейским делам Гжегож Кучинский написал, что Байден отдал «Троеморье» в феодальное владение немцам. А публицист Гжегож Гурный пришел к выводу, что теперь будет «Срединная Европа», а не «Троеморье».
«Срединная Европа» (Mitteleuropa) – нереализованный немецкий проект начала прошлого века, предусматривающий гегемонию Германии в Восточной и Центральной Европе. Поляки сами хотели быть лидером региона, отсюда и такая реакция. К ней прибавляется унижение от американцев: «На нас вылили ведро ледяной воды, указав нам, грубо говоря, наше место в шеренге», – так охарактеризовал происходящее бывший шеф Агентства разведки Гжегож Малецкий.
В дополнение к этим неприятностям у Речи Посполитой заметно обострились отношения с Евросоюзом. Не первый год ЕС критикует Польшу за ее судебную реформу. Она, как считают в Брюсселе, нарушает принцип разделения властей и усиливает контроль президентской вертикали над судейским корпусом. В июле от Варшавы потребовали внести изменения в национальное законодательство. В ответ Конституционный суд постановил, что основной закон Речи Посполитой имеет преимущество над международным правом. Евросоюз пообещал принять меры и наказать смутьянов. Решение Конституционного суда также обострило противостояние между польской властью и либеральной оппозицией, и вновь прозвучало слово «полексит» – это то же, что и «брексит», но для Польши.
Высокопоставленные чиновники выход из ЕС категорически отрицают, но польская и западноевропейская пресса встревожена. Зато радуются англичане, в том числе и знаменитый писатель-детективист Фредерик Форсайт. Он заявил, что раз поляки сумели победить Гитлера и Сталина, то евросоюзовских тиранов они вообще съедят на завтрак. Фраза хлесткая, хотя неясно, когда это Польша одолела Третий рейх и СССР – в нашей реальности такого точно не было.
Спровоцировал бурление страстей вокруг «полексита» Дональд Туск. Отработав пять лет председателем Евросовета, он тихо и спокойно руководил Европейской народной партией и вдруг все бросил, вернулся домой и возглавил основную оппозиционную силу – партию «Гражданская платформа». Похоже, на горизонте замаячила смена власти.
Кстати, и тут тоже не обходится без прорицателей. Сегодня в Польше в немалом почете ясновидец Кшиштоф Яцковский. Он уже напророчил крах «Права и справедливости» и победу Туска. Правда, Яцковский частенько попадает пальцем в небо. Например, перед парламентскими выборами 2011-го пан Кшиштоф сулил выигрыш «Праву и справедливости», а первое место заняла «Гражданская платформа». Потом Яцковский обещал, что Ирландия вслед за Великобританией выйдет из ЕС, а в 2016-м Евросоюз развалится. В 2018-м польский ясновидец предсказывал войну где-то в Европе, причем с потенциалом перерастания в третью мировую. Хорошо все-таки, что Кшиштоф Яцковский ошибся.
Алексей Ткачук
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии