Куда заведет дипломатическое противостояние Москвы и Запада?
Отношения между Россией и Западом продолжают обостряться: взаимные резкие заявления, обвинения, массовые высылки дипломатов. Эксперты все чаще говорят о «дипломатической войне».
В причинах происходящего попытался разобраться китайский эксперт Чжан Хун (научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук), в своей статье для одного из китайских изданий.
«Ухудшение американо-российских отношений является основным фактором эскалации дипломатической борьбы между Россией и Западом», – говорится в публикации.
По мнению автора, эскалация помешает улучшению российско-американских отношений, повлияет на региональную безопасность
Главный н. с. Института экономики РАН Борис Шмелев считает, что обострение российско-американских отношений является составной частью холодной войны, которая установилась между Россией и коллективным Западом.
– Отношения между Россией и США, политика Вашингтона в отношении Москвы непосредственным образом влияет на взаимоотношения России и Запада, на политику других стран, прежде всего европейских, в отношении нашей страны. Скандал между Чехией и Россией является проявлением общей конфронтационной политики, которую проводит Запад на российском направлении.
Было бы неверно не учитывать роль американской политики в отношении Москвы, но конфликт между Россией и Западом имеет более глубокие корни и существенные причины.
У Запада существует общая стратегическая культура, и было бы неверно говорить, что европейские страны проводят антироссийскую политику только под влиянием Вашингтона, просто их интересы совпадают, США и его союзники действуют в унисон. Политика европейских стран обусловлена их собственными представлениями об устройстве мира, европейской безопасности, понимания места и роли России как в мире, так и в Европе.
«СП»: – В чем все-таки основная причина конфликта?
– Она связана с тем, что Россия встала на пусть утверждения себя в качестве самостоятельного центра мировой политики, она не хочет быть младшим партнёром Запада, играть по тем правилам, которые прописывает ей Запад. Тем самым она встала на путь конкуренции, борьбы за свое видение международных отношений и своей роли в них.
Важным здесь стало выступление Владимира Путина на совещании российских послов в 2006 году, где он заявил, что Россия окрепла, может взять на себя ответственность за мировое развитие и играть свою роль в международных отношениях. С этого момента начинается процесс самоутверждения России и, соответственно, нарастают противоречия между Россией и Западом, поскольку интересы не совпадают.
Проблема Москвы не в том, что она проявила готовность играть в свою геополитическую игру, а в ее экономической слабости. Геополитика требует больших расходов, сил, концентрации, воли. Только тогда можно в это играть. Поэтому есть немного стран, готовых к подобному сценарию. США, Китай, пытается ЕС. И Россия. Но Россия – самое слабое звено, отсюда и проблемы.
Поскольку причины конфронтации глубокие, то и ее преодоление в обозримом будущем невозможно. Возможно лишь какое-то улучшение на определенных направлениях. В целом, отношения будут строиться на принципах баланса силы, и это надолго.
«СП»: – Как-то ситуацию можно изменить?
– Надо изменить главное – внутреннюю политику. Сосредоточиться на экономике, чтобы выйти из экономического кризиса, в котором Россия находится восемь последних лет.
В этих условиях для России важно сотрудничество с Китаем. В политической области оно успешно, мы фактически подходим к формату военно-политического союза, хотя Сергей Лавров и заявляет, что это не так. Сама логика внешней политики и России, и Китая подводит нас к этому.
У России одна проблема – наша экономическая слабость.
«СП»: – За последние дни огромное количество дипломатов выслано. К чему это может привести, куда завести? К разрыву дипотношений с некоторыми странами?
– Это ужесточение политической борьбы, дипломатическое наступление на Россию. Свидетельство обострения отношений. Чем всё закончится, сказать трудно. Если на стене висит ружье, то оно выстрелит. Говорится уже, что Россия живет в предвоенное время. И ружье может выстрелить в прямом смысле.
Предложение Джо Байдена встретиться с Путиным может быть отражением понимания определенной частью американского истеблишмента, администрации президента, что ситуация зашла в тупик и это может плохо кончиться для всех. Картина во много напоминает отношения между СССР и США конца 40-х – начала 50-х годов, когда реально обсуждалась возможность ядерной войны между нашими странами. К этому готовились и Сталин, и американцы. Мы сейчас находимся на таком примерно уровне. Тогда удалось это преодолеть, но потом всё вернулось на круги своя.
Спусковым крючком может стать ситуация на Украине, где нагнетается антироссийская истерия. Как себя поведет Киев – неясно. В прямом столкновении с Россией у Киева нет шансов, но где гарантия, что он не получит прямую поддержку Запада? Могут быть провокации в отношении Калининграда.
Директор Центра Европейской информации Николай Топорнин отмечает, что для западного сообщества отношения между Россией и США ключевые.
– Это лакмусовая бумажка, и то, что они в последнее время практически опустились на дно, создает тренд, которому следуют и другие страны-союзники США по НАТО или страны Евросоюза. То есть речь идет о западном сообществе, куда входит примерно 35−40 государств.
Речь не только об ухудшении отношений. К России накопилась масса претензий, и у всех они разные. Например, американцы в основном предъявляют претензии по всевозможным кибератакам, киберугрозам, вмешательству в выборы и т. п. А у европейцев связаны с урегулированием ситуации на Донбассе, напряженностью на российско-украинской границе. Причины ухудшения отношений разные, но везде виновной стороной видят именно Россию. Все складывается в общий клубок и приводит, например, к высылке российских дипломатов из Праги. Это беспрецедентный шаг в дипломатических отношениях с европейскими государствами.
«СП»: – А со стороны России?
– У России позиция такова, что мы хотим построить конструктивный диалог на деполитизированной основе. А это как раз не устраивает ни европейцев, ни американцев, которые говорят, что отношения с Россией не могут строиться на деполитизированной основе, так как Россия – это государство, которое занимает значимое место в системе международных координат. Такие вопросы как соблюдение и защита прав человека, соблюдение стандартов демократии не могут оставаться в стороне.
Второй момент заключается в том, что у нас преувеличивается значимость России для США и стран ЕС. США практически прекратили торгово-экономическое сотрудничество с Россией. И что? Какие потери они несут? Никакие. Сейчас они объявили, что с 14 июня запрещается американским банкам и корпорациям участвовать в приобретении госдолга РФ, в первую очередь, ОФЗ (облигации федерального займа).
«СП»: – К чему это может привести?
– Это значимое явление, наши власти должны быть готовы: иностранные инвесторы, прежде всего, американские, потихоньку будут уходить с нашего фондового рынка. Это значит, что они будут менять свои рублевые облигации на доллары и выводить доллары из страны. Надо быть готовым к тому, что в июне может быт усилено давление на курс российского рубля.
С Европой у нас единственный проект, который мы пытаемся реализовать, это «Северный поток-2». Как видим, получается не очень. Оставшиеся 5% «трубы» уже два года не могут проложить, потому что американцы наложили санкции, и компании, участвующие в нем, несут убытки на американском рынке, потому и не хотят связываться.
России надо как-то выходить из этой ситуации. Очевидно, нужна какая-то перезагрузка, потому что мы сейчас откровенно вернулись в холодную войну.
Нужны конструктивные предложения, а самое главное – возвращать утерянный имидж России как надежного, стабильного внешнеполитического и внешнеэкономического партнера.
София Сачивко
Подпишитесь на нас
Свежие комментарии